Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу музея? Напишите — решим!

ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

Сведения об истории церквей г. Козлова

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Доклад к конференции духовно-просветительских чтений Мичуринской и Моршанской епархии   "Русская Православная Церковь и духовно-нравственное состояние общества" 17 декабря 2013 г. МичГАУ

В книгах «История церквей города Козлова», работу над которыми я закончил в этом году выложено большое количество ранее неизвестных архивных документов и публикаций дореволюционных периодических изданий. Расскажу о некоторых из них.

1.В главе, посвященной Козловскому Троицкому монастырю, опубликованы документы, рассказывающие о том, что на территории монастырского подворья в городе Козлове находилась деревянная церковь во имя Живоносного источника и Иоанна Воина теплая. (До сих пор эта церковь была неизвестна). Устроена эта церковь была старанием архимандрита Пахомия от себя, и прочими вкладчиками». В 1765 году церковь постигло большое несчастье и она сгорела. Документов подтверждающих её восстановление на сегодняшний день не найдено. Подворье находилась, как сказано в документах, датируемых 1662 годом, «на конце Стрелецкой и Посадской слобод, едучи к Кузнецкой слободе на Крестце, размерами в длину 49 сажень, а поперек 19 сажень». В начале 19-го века подворье Козловского Троицкого монастыря было перенесено в город Тамбов.

2. Следующий заинтересовавший меня вопрос относится к монастырским часовням, особенно о названии одной из них. Козловскому Троицкому монастырю принадлежали две часовни: Первая служила местом встречи двух крестных ходов – из Козлова и монастыря.

Вторая часовня находилась к востоку от монастыря, в роще, на берегу реки Воронежа. Часовня, эта стояла над источником. В Тамбовских епархиальных ведомостях 1876 года написано следующее: Колодезь (источник) получил название Капитонова, от имени Капитона, монаха Троицкого монастыря, выкопавшего его своими руками. Сведений о Капитоне совершенно нет, хотя он и пользуется в городе большим уважением. В перечне монахов значится два Капитона, живших один от другого лет на 50 (первый в 1720, а другой в 1770 году), но который из них вырыл колодезь неизвестно. По словам некоторых, этот Капитон жил не в самом монастыре, а на том месте, где находится колодезь. Капитон вел жизнь благочестивую и будто бы иногда являлся в монастырь в такое время, когда ворота все бывали заперты. Впрочем, у многих Козловцев можно услышать название «Капытного колодезя», но объяснений такого названия никто не знает. О происхождении второго названия колодезя рассказывают следующее: ехал какой-то крестьянин на лошади. Вдруг лошадь одною ногою провалилась и из отверстия потекла вода. Скоро обратили на это внимание, вырыли колодезь и слух о новооткрывшемся колодце распространился на далекое пространство; с разных концов стал приходить народ с приношениями.

А вот в документе 1897 года служители монастыря называют эту часовню над колодцем - юродивого Капитона. Юро́дство (от старо-славянского - юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — разряд святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни.

По Указу Святейшего Синода от 25 августа 1865 года, согласно прошению купца Николая Епифановича Анисимова и мещан Ивана и Михаила Александровичей Деминых и Алексея Дионисьевича Иванова, собственным их иждивением и на благотворительные пожертвования, было дозволено над источником вместо деревянной обветшалой часовни выстроить каменную в память счастливого спасения 4-го апреля 1866 года от руки злодея драгоценной для блага и счастья России священной жизни Великого Государя Александра Николаевича.

Продолжая тему часовен расположенных в г. Козлове, хочется отметить, что их известно, на сегодняшний день, - шесть: Красная, (на месте Боголюбского собора) две часовни Троицкого монастыря, часовня на Московской улице в память чудесного избавления Высочайшей семьи императора Александра III-го от опасности 17 октября 1888 года, часовня в память 900-летнего юбилея Крещения Руси, а также и память Великого Равноапостольного Святого Князя Владимира, у Николаевской Богаделенской церкви и часовня в честь преподобного Серафима Саровского у Троицкой церкви.

Однако, есть сведения, что в начале 19-го века существовала часовня у Ильинской церкви (7). В Тамбовском архиве найдены документы о разрушении в советское время - часовни у Покровского собора (8) и двух часовен у Пушкарской Николаевской церкви (9-10).

3. Заинтересовала меня история о распространении Покровской соборной церкви в 40-х годах 19-го века. В известном справочнике магистра Хитрова 1861 года, написано буквально следующее: «В Козлове, по ходатайству преосвященного Арсения о распространении тамошнего Покровского Собора, Святейшим Синодом предписано церковь сломать и построить новую… и далее - Собор устроен старанием протоиерея, магистра Иоанна Архангельского.

Так вот, утверждение это, о постройке нового Покровского собора в городе Козлове, не подтверждается документами. При изучении журналов Тамбовской Духовной Консистории за 1839, 1840 и последующие годы, я не встретил ни одного сообщения об этой постройке. Не нашлось подтверждения, и окончанию её, и обязательному освящению новой церкви. По найденным архивным документам, вопрос о распространении Покровской церкви впервые был озвучен в 1836 году, при протоиерее Никите Максимовиче Протопопове. При внимательном изучении выписок из Журналов Тамбовской Духовной Консистории видно, что в начале 1836 года устроители хотели сделать в церкви «для удобнейшего вмещения в оную собирающихся жителей города Козлова в Высокоторжественные дни» следующее: «над трапезою и алтарем выстроить второй этаж, а на колокольне второй ярус и новый шпиль». Но к концу 1836 года желание их сделать надстройку второго этажа, изменилось, и появилось решение «сделать распространение трапезы с постройкой новой колокольни». В декабре 1836 года был выполнен проект, а в июле 1837 года было получено разрешение Святейшего Синода на распространение Покровской церкви и вроде бы в августе началось новое строительство, но со смертью протоиерея Никиты Протопопова все останавливается. В марте 1838 года при новом протоиерее Иоанне Архангельском разрешается лишь поправка некоторых ветхостей Покровской церкви. После этого никаких сведений о строительстве нового здания церкви и колокольни в журналах Тамбовской Духовной Консистории нет до 1846 года, в котором из Тамбовской духовной Консистории: «Благочинному протоиерею Алексею Новоспасскому предписано было указом и велено отобрать объяснение от священноцерковнослужителей и прихожан города Козлова Соборной церкви, почему ими отложена перестройка Собора, тогда как им уже выдано на сей предмет 2204 рубля из приказа и сборная книга». В подтверждение этого привожу следующее дело, которое слушалось в Козловском Городовом Магистрате 21 мая 1847 года. По указу Его Императорского Величества Козловский Городовой Магистрат обще с депутатом с духовной стороны, слушал сочиненную из дела выписку и дело, о взыскиваемых города Козлова Соборным протоиереем Иоанном Архангельским со вдовы Козловской купеческой жены Авдотьи Степановны бывшей Деминой, а по 2-му мужу Баженовой о пожертвованных покойным первым мужем её, купцом Егором Степановым Деминым на устройство Соборной Покровской церкви деньгах 1000 рублей ассигнациями, а на серебро 285 рублей 71 ¾ копейки. Вдова Козловская купеческая жена Авдотья Степановна Демина поданными сведениями отозвалась: «назад тому несколько лет жители города Козлова и прихожане Соборной Покровской церкви при бывшем прежде той церкви протоиерее Никите Максимове и священниках предполагали показанную Соборную церковь распространить, ныне существующие трапезу и колокольню сломать, и вместо оных устроить таковые вновь в увеличенном виде, на что и была чинима жителями города Козлова, в том числе и покойным мужем её при его жизни в книге подписка суммы, но как таковое устроение вновь трапезы и колокольни по местным обстоятельствам открылось неудобным, а потому вышеозначенное намерение жителей осталось невыполненным и взнос суммы отмененным, и за таковою отменою взыскание с неё за мужа её денег производимо быть не следует».

Итак, на основании вышеизложенных документов, можно с большой долей уверенности сказать, что расширения или постройки нового здания Соборной Покровской церкви в городе Козлове в 40-х годах XIX века не производилось, несмотря на большое желание священно-церковно-служителей, старосты и прихожан. По моему мнению, вместо этого в городе Козлове в 1848 году был заложен новый Боголюбский собор.

4.Для тех, кто интересуется своими историческими корнями, особенно связанными с церковным служением в книгах дано большое количество фамилий священно-церковно-служителей Козловских церквей, а также церковных старост, и их послужные списки, ранее нигде не опубликованные, за редким исключением. К сожалению, по этому вопросу очень мало встречается фотодокументов. Хочу продемонстрировать фотографию родительского комитета Козловской женской гимназии за 1907 год, на которой изображены священники: Петр Сперанский, Гавриил Саввинский, Георгий Лукин, Владимир Земятченский, Василий Румянцев, диакон Дмитрий Свешников. (Фото 1)

5. Интересны документы, рассказывающие об освящении новопостроенных церквей и их приделов. Так, например, до сих пор считалось, что здание Ильинской церкви было построено в 1781 году. Это утверждение основывается на следующем источнике, составленного в 1861 году, священником Тамбовского кафедрального Собора, магистром Хитровым и опубликованного в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии». Читаем: «Ильинская церковь, двухэтажная, с четырьмя престолами построена в 1781 году местным купцом Вороновым с помощью других прихожан. Однако, найденный в Тамбовской областном архиве документ говорит о том, что 27 октября 1781 года причтом Ильинской церкви было только подано прошение о построении новой церкви и о получении храмозданной грамоты.

Строительство церквей в Козлове, да и в других городах, продолжалось не один год. К сожалению, мы не знаем время освящения Рождественского престола, который был построен и освящен первым. Но архивные документы, рассказывают нам о следующем: «В 1801 году Архимандритом Козловского Троицкого монастыря Варлаамом, были освящены новопостроенные церкви: Преображенская (верхняя) - 16 мая, Ильинская придельная - 17 мая. 20 декабря 1808 года, Тем же Архимандритом Варлаамом, был освящен, устроенной вновь иконостасом и алтарем, придел во имя Великомученицы Парасковии».

Хочется уточнить время построения церкви в честь иконы Пресвятые Богородицы «Всех Скорбящих радости», так как в разных источниках встречаются разные даты. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1861 года», составленном магистром Хитровым, говорится, что построена она на средства купца Ивана Ивановича Воронова в 1803 году, трехпрестольная. В более поздних источниках, например Клировой ведомости за 1892 год, и в последующих, читаем: «Церковь сия устроена: в 1808 году». Попробуем разобраться в этом вопросе. Помогут нам в этом документы, найденные в фонде Троицкого Козловского монастыря Тамбовского областного архива. В 1806 году Архимандритом Козловского Троицкого монастыря Варлаамом были освящены: «придел Казанския мая 30-го, Предтечи июня 3-го чисел». В 1809 году (26 мая), тем же архимандритом, был освящен и третий престол во имя Скорбящей Божией Матери.

6. В Тамбовском архиве найден проект (ранее неизвестный) тюремной церкви. (Фото 2). Интересны фотографии, хранящиеся в Мичуринском краеведческом музее. Разрушенная Троицкая церковь (Фото 3) и построенный на её месте дом коммуны (Фото 4). Ильинская церковь села Заворонежского. (Фото 5)

Как всегда делаю уточнение, что, несмотря на большой объем, публикуемые сведения не претендуют на исчерпывающую информацию и в дальнейшем, я надеюсь, будут расширены. И сейчас после выхода книг я нахожу материалы, дополняющие, уже опубликованное.

Приведу несколько. 1. В Тамбовских губернских ведомостях за 1897 год рассказывается о следующем: «В начале ноября 1897 года состоялось малое освящение иконостаса в нижнем этаже Ильинской церкви. Новый иконостас сделан по образцу славящегося в Москве иконостаса церкви Коммисаровского технического училища. Работа была поручена новой мастерской братьев Перегудовых в селе Белоомут Рязанской губернии, произведения которой, в качестве экспонатов, были премированы на последней всероссийской выставке. Главным украшением нижней церкви является не иконостас, а новые царские врата из позолоченной бронзы и частью из серебра. Они представляют точную копию со знаменитых царских врат Чудова монастыря в Москве, не только по рисунку, но даже по величине и размеру. Делались эти царские врата в Козлове в мастерской Дорохова. И эта фирма пожелала отличиться. Работа вышла прямо художественной и невольно останавливает внимание знатоков. Удачным исполнением всех своих работ Ильинская церковь обязана своему церковному старосте Придорогину и его помощнику Протегальневу».

Продолжая исследование по этому вопросу, я надеюсь, что можно будет найти рисунок царских врат Чудова монастыря (работы архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского), что даст нам представление о том, как они выглядели в Ильинском храме.

2.Кроме городских церквей в городе находились походные церкви воинских подразделений, квартирующих в Козлове. До определенного времени для Богослужения полковым священникам просто отводилась часть той или иной городской церкви. Однако Церковь 39-го пехотного Томского полка в честь Казанской иконы Божией Матери, квартирующего в Козлове перед первой мировой войной имела отдельное здание.

В Военной энциклопедии, изданной Товариществом Сытина в 1912 году говорится следующее: «С переходом Томского полка в 1910 году из г. Ловича (Варшавской губ.) в г. Козлов, Богослужение для чинов полка отправляется в частном доме, законтрактованном городом под казармы на 5 лет и расположенном в самом центре города. Занимает второй этаж, вместимостью до 300 человек молящихся. Помещение светлое и удобное. Как приобретением настоящего церковного помещения, так и внутренним его благоустройством полк всецело обязан своему командиру полковнику И. В. Рутковскому. По штату при церкви положен: один священник.

И вот, буквально недавно, из газеты «Народная Нива» за 1910 год удалось узнать, какой же именно дом в Козлове был предоставлен для церкви Томского полка. В заметке под названием: «Освящение нового храма» говорится, что «22-го октября в Козлове было совершено освящение новой полковой церкви Томского пехотного полка. Освящение совершено было Преосвященным Григорием епископом Козловским. На торжестве присутствовал Его Превосходительство г-н Тамбовский губернатор. Храм помещается на углу Шацкой (Марата) и Вознесенской (Революционной) улиц в доме Семенова. Помещение храма очень удобное, - просторное и уютное». (Фото 6).

О закрытии этой церкви в Административный Отдел Губисполкома, на предписание от 23-го мая 1924 года за № 7584 Управление Милиции Козловского уезда доносит, что в 1917-18 годах ликвидированы следующие церкви: Женского Боголюбского монастыря и Александро-Невского Приюта, в которых в настоящее время помещаются детдома, домашняя церковь Томского полка, здание которого разрушено и тюремная церковь, в последней - помещается клуб для заключенных.

Архивные документы рассказывают нам о существовании в Козлове еще одной походной военной церкви Волынского полка, имущество которой пытались сохранить в 20-х годах прошлого века, священник Боголюбского собора Владимир Земятченский и староста Иван Андреевич Павперов.

И последнее. Интересный рассказ помещен в газете «Народная Нива» за 1915 год. Посвящен он большому пожару в городе Козлове, случившемуся 9 мая 1865 года. От этого страшного пожара пострадало четыре Козловских церкви – Собор, Ильинская, Вознесенская и Сторожевская. В Ильинской церкви при спасении её от огня погиб священник Александр Беляев. Удивительно необычайным образом уцелел от пожара один из лучших Козловских храмов – Пятницкий, находившийся в самом центре горевших, густо облегавших его построек. «Со всех четырех сторон этого храма горели постройки и бушевало море огня. Были моменты, когда готов он был вспыхнуть немедленно. И вот, в один из таких критических моментов у храма появилась странная фигура человека, известного в то время всему городу юродивого «Петра Ананыча», как попросту его звали козловцы. Прибежав в самый разгар пожара к Пятницкому храму, Петр Ананыч с растрепанными волосами, бегая вокруг храма и сильно размахивая руками, во всю мочь своего голоса кричал: «Не пущу! Не пущу!». От жара волосы на голове юродивого, как передают очевидцы, начали опаливаться и сам он дошел до изнеможения, а между тем, не отходил от своей, очевидно любимой им церкви, и все кричал: «Не пущу! Не пущу!». И, действительно не пустил. По какому-то странному ли случаю или другому чему, только ветер, дувший ранее на церковь с более горевших построек, переменил свое направление… и храм остался невредим. Петр Ананыч ушел от Пятницкой церкви лишь тогда, когда уже ей не угрожала никакая опасность».

В заключение хочу сказать следующее. Я надеюсь, что документы, рассказывающие нам о каких-то новых событиях в церковной истории г. Козлова-Мичуринска, бывшей под запретом более 70 лет, и в дальнейшем будут открываться нашими краеведами.

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Community Builder Avatar
Алексей
Здравствуйте!
Есть вопрос по священнослужите лями Саввинский из Козлова (Мичуринска). В восстанавливаем ом нами Свято-Пантелеимоновск ого храме д.Кашино (Киржачский район Владимирская область) настоятелем некоторое время служил Дмитрий Николаевич Саввинский, которого обвинили в принуждении к сбору средств у участников тогдашний общины, в октябре 1928 года арестовали, а в марте 1929 сослали в г.Мичуринск.Дальнейшая его судьба нам сейчас практическим неизвестна.
В общине меня выбрали ответственным за информационное, а о.Геннадий благославил на поиск информации о священниках нашего храма.
Если есть информация по сути моего вопроса, то поделитесь пожалуйста!!

Community Builder Avatar
Галина
Добрый день! Мой прадед служил жандармом на железной дороге на станции Козлов. Не сможете ли вы подсказать мне в какой церкви могли быть крещены его дети? Думаю, что жандармов селили недалеко от места работы. какие церкви были в то время(1905-1914) гг рядом с вокзалом?Буду благодарна за ответ.
Community Builder Avatar
Михаил
Очень интересная статья. Спасибо. у меня только вопрос. Нет ли опечатки в данном тексте - Интересный рассказ помещен в газете «Народная Нива» за 1915 год. Посвящен он большому пожару в городе Козлове, случившемуся 9 мая 1965 года? Пожар в 1965 году, а написали в газете за 1915 год.

--------------
Добрый день, Михаил!
Это опечатка, пожар произошел в 1865 году. Спасибо за внимательность!

Текущие мероприятия

  • Выставка картин Николая Стоморева "Изограф Троицкого монастыря"

    (27.06.2024 07:47)
  • Выставка картин Светланы Белоусовой "Широка страна моя родная"

    (19.05.2024 13:36)
  • Выставка подстаканников "Свидетели эпохи"

    (28.04.2024 07:49)
  • Экскурсия по дому купцов Стрельниковых (Мичуринский краеведческий музей)

    (14.02.2024 09:00)

Архив статей

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Контактные данные

  •     393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 297Г

  •     8 (47545) 5-21-70

  •    mich.kraeved.museum@mail.ru

Вышестоящая организация

Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска

  •     8 (47545) 5-30-89

  •    cult6827@mail.ru

  •    http://michcult.ru

© Мичуринский Краеведческий Музей. Все права защищены.

Search

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее